Новости

Кинопремьера: «Мертвая река»

В Доме кино прошел показ документальных фильмов Роберта Карапетяна

Роберт Карапетян – уральский режиссер, журналист и пресс-секретарь природного заповедника «Денежкин Камень». На его счету – более 85 выпусков документального цикла «Бюро журналистских исследований» и призы на различных кинофестивалях. Несмотря на будний день, посмотреть его фильмы собралась внушительная аудитория: большой зал Дома кино был заполнен практически целиком.

Первой зрители увидели картину «Денежкин Камень», повествующую о жизни природного заповедника. Расположенный на севере Свердловской области, он занимает 80 тысяч гектаров: горы, реки, огромные участки первобытной тайги и тундры, богатая флора и фауна, различные типы экосистем.
В Доме кино прошел показ документальных фильмов Роберта Карапетяна
В центре повествования – повседневная жизнь работников заповедника: наблюдения за растениями, учет животных по следам, противопожарные учения, экологические занятия со школьниками, изучение пятисотлетних кедров, рейды на браконьеров, песни у костра. Действие картины охватывает разные времена года: мы видим и заснеженные красоты, и весеннюю капель, и летнее движение рек, и осеннюю лесную сказку.

На контрасте с этой идиллической зарисовкой работает следующий фильм, главная премьера вечера – «Мертвая река». Это кино об экологической катастрофе на севере области, о загрязнении рек, спровоцированном деятельностью Ново-Шемурского месторождения медных руд УГМК. Ивдель, Тальтия, Ольховка, Шегультан и другие реки загрязнены кислотными стоками, река из них стала исчезать, леса вокруг гибнут, на берегах то и дело находят туши мертвых животных.

Ущерб от деятельности УГМК вблизи "Денежкиного камня" будет оценен к 2020 году
В фильме приводятся результаты лабораторных исследований, и они неутешительны: например, в реке Ольховке количество меди превышено в 88 тысяч раз, схожая ситуация – с кадмием, свинцом и другими материалами. Есть в картине и комментарий представителей УГМК: компания признает свою ответственность, проблему можно решить за 2,5 года, а инвестиции в это со стороны предприятия составят 1 млрд рублей.

«Рост проблемы идет с 2015 года по экспоненте, и дальше будет еще хуже, – заявила после показа фильма директор заповедника «Денежкин Камень» Анна Квашнина. – Я не против заводов, не против добычи, не против УГМК, не выступаю за возвращение в пещеры, просто все надо делать по правилам».

В Доме кино прошел показ документальных фильмов Роберта Карапетяна
Третий фильм, который увидели зрители, носит название «Первый прыжок», и он на совсем другую тему, чем два предыдущих. В центре повествования – Рим Нагимьянов, отец знаменитого российского бейсджампера Ратмира Нагимьянова. Экстремал погиб в 2016 году во французских Альпах, в нужный момент у него не раскрылся парашют. Пытаясь понять, что двигало Ратмиром, его отец начинает заниматься бейсджампингом.

«После того, что случилось с Ратмиром, я хотел понять, ради чего люди рискуют своей жизнью, занимаясь этим видом спорта, и решил испытать это на себе», – объясняет свое решение Рим Нагимьянов. Пожилой, но крепкий и собранный мужчина отправляется на свою первую вышку, совершает прыжок, и страх высоты сменяется захватывающим чувством свободного полета. Впереди – только новые высоты.

В Доме кино прошел показ документальных фильмов Роберта Карапетяна
Также в кадре появляется Ольга – супруга Рима и мать Ратмира. Она рассказывает о том, что никогда не понимала экстремальных увлечений сына и теперь страшно боится за мужа, но все равно поддерживает его во всех начинаниях. «Первый прыжок» – сильная история человека, который смог пережить горе, преодолеть свой страх и найти новую цель в жизни.

Документальное кино нечасто радует зрителя особой художественной выразительностью, но все три фильма Роберта Карапетяна, показанные в Доме кино, удивительно красивы: масштабные съемки, внимание к мельчайшим деталям, прозрачная, полная воздуха картинка. Завораживающие пейзажи в «Денежкином камне», пугающие убедительные кадры экологической катастрофы в «Мертвой реке», захватывающие дух съемки свободных падений в «Первом прыжке»: все это определенно стоит увидеть на большом экране. Ну а по выбору тем и подходу к ним режиссер показал себя человеком, неравнодушным как к окружающему миру, так и к отдельным человеческим историям.

Кнопка «Наверх»