Новости

Минздрав уточняет, за что не надо платить больному

Минздрав РФ подготовил проект правительственного постановления о порядке и условиях предоставления платных медуслуг. Право государственных и муниципальных больниц оказывать часть услуг через кассу закреплено в федеральном законе 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан». Признавая, что далеко не всё в нашей медицине бесплатно, и давая больницам возможность зарабатывать самостоятельно, ведомство пытается уточнить — за что не надо платить и за что, наоборот, придётся раскошелиться пациенту.

Минимум бесплатной медпомощи гарантирован

Бесплатно россиянам предоставляются все услуги, входящие в программу госгарантий в рамках ОМС — «скорая помощь», амбулаторное и стационарное лечение. За качественные сервисные услуги пациенту придется доплачивать. В стационаре бесплатными остаются лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов. А вот если желаете лечиться другими,
как правило, более дорогими, препаратами, то придется делать это за свой счёт.

Несомненно, хорошо, что в новых правилах достаточно подробно прописаны условия предоставления платной медпомощи, порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг, а также ответственность исполнителя (медучреждения).

—Но, сообщая о том, что у пациента есть право на возмещение убытков при существенных недостатках оказанной медуслуги, в документе не идёт речи о независимой экспертизе, — комментирует руководитель региональной общественной организации по защите прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максим Стародубцев.

За что же нужно платить?

Основание для оказания платных медуслуг — добровольное волеизъявление пациента при условии предоставления в доступной форме информации о бесплатных услугах. Это как минимум — специальные стенды около регистратуры.

—На стендах, как и на официальных сайтах больниц, должна быть размещена информация о порядке получения бесплатной медпомощи и о сроках её ожидания, — говорит М. Стародубцев. — В случае жалоб пациентов, например, на то, что программа госгарантий напечатана слишком мелким шрифтом или неудобно висит стенд, представители медицинской страховой компании, проверив эту информацию, могут оштрафовать нерадивое медучреждение…

Больницам даётся право брать плату за повышенный комфорт и сервис, к примеру, одноместную палату или индивидуальный медицинский пост в стационаре. Вполне ожидаемо, что анонимные визиты к врачу возможны тоже только через кассу. Оплату разрешается взять и если пациент самостоятельно решил, без направления от участкового терапевта, пройти обследование или обратиться к узкому специалисту. На первый взгляд, это должно избавлять специалистов от «чрезмерно мнительных» пациентов.

—Но ведь далеко не беспочвенны опасения, что автоматически удлинится очередь для «бесплатников» из-за внеочередного получения обследований платными пациентами, — подчеркивает М. Стародубцев. — Так, у нас в области срок ожидания бесплатного обследования на компьютерном или магнитно-резонансном томографах достигает четырёх месяцев! Платежеспособный спрос на эту услугу огромен, и, к сожалению, часто без особых медпоказаний, а бесплатно получить направление на это исследование почти нереально. Доктора пишут в картах больных «повторная явка с результатами КТ», а на словах отмахиваются — «где хотите, там и делайте»…

Думаю, не ошибёмся, если скажем, что пациенты хотят платить в муниципальных поликлиниках и стационарах действительно только за дополнительные услуги, за особые условия, сервис, а не за возможность в разумные сроки пройти УЗИ. Но, к примеру, если главврач организует дополнительные (!) консультации специалистов в поликлинике в вечернее время, то такие платные услуги при разумной их стоимости будут адекватно восприняты работающими пациентами.

Кнопка «Наверх»