Новости

Регионам УРФО пообещали снижение тарифов на вывоз ТКО

Госдума перекладывает плату за утилизацию отходов на бизнес

Массовые акции протеста против тарифов на вывоз ТКО в регионах УрФО повлекли за собой смягчение условий для граждан. Профильный комитет Госдумы уже рассматривает поправки в законодательстве, которые приведут к двукратному снижению «мусорных» платежей. Так, на законодательном уровне готовятся увеличить норматив отчислений на утилизацию для товаропроизводителей, использующих стеклянную, пластиковую и бумажную упаковку, которая на сегодняшний день составляет более 50% содержимого мусорных контейнеров.

По оценке экспертов, на рынке сложился диссонанс, когда по всей стране переполнены свалки, в то время как предприятия испытывают реальную нехватку вторсырья. В регионах сообщают и о других законодательных пробелах мусорной реформы, которая является составной частью национального проекта «Экология». Последний, по оценке федеральных аналитиков, практически не реализуется на территории РФ.

Тариф на вывоз ТКО для граждан может быть снижен до 50% за счет товаропроизводителей. С инициативой, которую уже рассматривают в Госдуме, вышла общественная организация «Деловая Россия». Об этом заявила сегодня в ходе «ИННОПРОМа-2019» зампредседателя комитета по экологии и природопользованию «Деловой России» Наталья Беляева. По ее словам, на сегодня более 50% мусора составляет упаковка. При этом на товаропроизводителей также возложена обязанность по финансированию ее утилизации. Всего существует 54 группы товаров, которые подпадают под эти требования.

Фото: верх-исетский.екатеринбург.рф

«В России действует расширенная ответственность товаропроизводителей и импортеров, которые должны осуществлять оплату утилизации упаковки. При этом в таком сырье крайне заинтересованы компании, которые уже умеют с ним работать – у нас в стране 82 завода переработки макулатуры, 44 стекольных завода, 20 предприятий по производству листового стекла, а также металлургические заводы и переработка пластика – таких мощностей много, и они стоят пустые. Возник диссонанс: мусора навалом, свалки переполнены, в то же время переработка недозагружена, испытывает дефицит сырья, и этот разрыв никем не восполняется», – подчеркнула Наталья Беляева.

Проблема вызвана тем, что объем товаров, произведенный бизнесом, существенно отличается от количества отходов, которые они обязаны компенсировать, – в среднем, оплата идет за 10-15% поставленных на рынок бутылок или пакетов. К примеру, производители, использующие стеклянную тару, обязаны оплачивать утилизацию 15 бутылок из 100, полиэтиленовые бутылки – 10 из 100. Существующий норматив, по мнению, экспертов, занижен – в результате действующих правил подавляющее большинство отходов попадает в утилизацию, а не в переработку.

«Магнит» в 2017 году заработал на продаже макулатуры 3 миллиона долларов. Зачем переработчикам копаться в помойках, когда им несут чистый мусор? Сейчас они не заинтересованы в этом. Нужно поднимать нормативы для производителей и, условно говоря, заставлять платить за все бутылки», – отмечают в «Деловой России».

По словам экспертов, на данный момент профильный комитет Госдумы уже рассматривает возможность увеличения коэффициентов для товаропроизводителей по четырем фракциям из 54: стекло, бумага, пластик (полиэтилен-рефтолат) и металл. В результате этого тариф на вывоз ТКО для граждан может сократиться на 50% – региональный оператор будет получать свою часть платы непосредственно от бизнеса.

В сфере товаропроизводителей при этом указывают на риски роста стоимости продукции, в которую будут закладывать новый «мусорный» платеж. В то же время, согласно анализу, проведенному Министерством природы РФ, удорожание готовой продукции не превысит 50 копеек за единицу. Так, бутылка водки должна будет стоить всего на 6 копеек дороже.

Напомним, ФАС РФ уже также потребовала сократить затраты регоператоров, заложенные в тариф на вывоз ТКО в Восточном кластере Свердловской области. На текущий момент решение ФАС оспаривается в суде. При этом ранее по регионам УрФО прошли митинги против реформы обращения ТКО.

Тем временем в правительстве Свердловской области напоминают, что это не просто «мусорная реформа», а часть национального проекта «Экология», в который входит еще 11 подпроектов. В Свердловской области реализуется 7 из них – «Чистый воздух», «Сохранение лесов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение водных объектов», «Чистая страна», «Чистая вода» и «Формирование комплексной системы обращения с ТКО». В то же время, по оценке федеральных экспертов, на российском уровне фактически реализуется только один из 12.

«Из 12 составляющих нацпроекта «Экология» пока функционирует только федеральный проект «Чистая страна», в остальных проектах конь не валялся, поэтому мы должны обратить на реализацию этих задач очень пристальное внимание», – заявил сегодня в ходе «ИННОПРОМа-2019» заместитель директора ФГБУ «ВНИИ охраны окружающей среды» (ВНИИ Экология) Александр Соловьянов.

Отметим, на Среднем Урале в плане изменения системы переработки ТКО ставят задачу уйти от накопления отходов и начать переработку, извлекая максимальное количество отходов в качестве топлива RDF и органики. По словам замминистра природных ресурсов и экологии Свердловской области Светланы Филатовой, к 2024 году в регионе должны быть построены 13 объектов переработки ТКО и 2 объекта утилизации, а также ликвидированы 9 свалок. Также к 2024 году доля отходов, направляемых на переработку, должна составить 50%, на утилизацию – 45%. По информации замминистра энергетики и ЖКХ региона Егора Свалова, всего в России на данный момент перерабатывается и сортируется 6-8% отходов, в Свердловской области этот показатель выше – 10-11% – за счет отлаженного сбора вторсырья у населения.
Фото: sc01.alicdn.com

Основные проблемы, как отмечают в министерстве, – это отсутствие официальных полигонов ТКО, а также пробелы в законодательстве. В частности, до начала реформы в регионе было 368 свалок отходов, а с начала этого года число полигонов, включенных в государственный реестр, сократилось до 37. Сейчас правительство пытается внести в официальный список в качестве временных те объекты, которые по каким-то причинам в него не попали. Помимо этого, на законодательном уровне не прописана административная ответственность юридических лиц за отсутствие договоров с региональным оператором, который фактически из-за этого теряет доходы.

Из 13 объектов сортировки, которые должны появиться в регионе к 2024 году, ряд уже находятся в стадии проектирования. По словам Егора Свалова, в целом, процесс от подписания проекта до завершения строительства занимает порядка трех лет. Так, по Северному кластеру подписано концессионное соглашение по строительству полигона и сортировочного комплекса на 185 тыс. тонн отходов в Нижнем Тагиле, первый вариант проекта будет осенью. Также утверждена инвестпрограмма в Краснотурьинске с заводом на 130 тыс. тонн отходов. Эти два объекта полностью закроют потребности Северного кластера.

В Западной зоне планируется мусоросортировочный завод на 200 тыс. тонн отходов в Первоуральске, небольшое производство в Новоуральске и объект на 100 тыс. тонн отходов, а также полигон ТКО под Красноуфимском. Формирование последнего проекта завершено. Документация будет направлена на госэкспертизу уже на следующей неделе. Проект также прошел общественные обсуждения. Напомним, против планов областных властей выступило местное население, которое полагает, что на предприятии будут применяться технологии сжигания отходов. Наблюдатели при этом считают, что социальный протест мог быть подогрет искусственно местным бизнесом, который планировал построить коттеджный поселок вблизи будущей площадки завода.

Самой большой является Восточная зона, куда входит Екатеринбург. Здесь губернатору Евгению Куйвашеву уже предложили строительство полигона и мусоросортировочного завода на 700 тыс. тонн. Также сортировочные комплексы должны появиться в Алапаевске, Бисерти, проектирование объектов идет в Байкалово, Туринске, Талице.
Источник
«Правда УрФО»
Кнопка «Наверх»