Решение суда по воде
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 21 ноября 2018 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Сармановой Э.В., при секретаре судебного заседания Александровой О.И.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральске, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск Москвина А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя ответчика администрации Североуральского городского округа Котовой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-Д, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральске, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск к Администрации Североуральского городского округа о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральске, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск обратилось в суд с иском к Администрации Североуральского городского округа о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, указав в обоснование, что в период с 16.07.2018г. по 23.07.2018г. на территории Североуральского городского округа в результате чрезвычайной ситуации по результатам лабораторных исследований в соответствии с критериями качества питьевой воды в городе Североуральске, поселке Третий — Северный, поселке Калья, поселке Черемухово наблюдалось существенное загрязнение питьевой воды по органолептическим показателям, которое в свою очередь не позволяло использовать воду населением в питьевых целях.
Система централизованного водоснабжения Североуральского городского округа обеспечивает хозяйственно-бытовое и промышленное водоснабжение территории г. Североуральска, поселков: Черёмухово, Калья, З-й Северный, Покровск-Уральский, пос. Баяновка.
Для организации и обеспечения населения территории Североуральска водой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд Органом местного самоуправления в лице муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс» закупается вода у юридического лица АО «Севуралбокситруда», у которого она является попутно-дренажной водой и откачивается посредством водопонизительных скважин на поверхность, в целях предотвращения затопления подземных шахт, в которых осуществляется основная производственная деятельность предприятия.Данные водоисточники не отвечают требованию ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».
В систему водоснабжения входит три источника:
Поверхностный источник — река Вагран.
Водозаборные сооружения, совмещенные с насосной станцией 1-го подъема, расположены на реке Вагран в 5км от города Североуральск выше по течению реки. Сооружения состоят из водоприемного ковша, двух самотечных ставов и водоприемной камеры.
Поверхностный источник река Вагран, характеризуется непостоянством химического состава показателей, с значительным ухудшением в паводковые и ливневые периоды. Водозабор расположен в 5 км от города Североуральска. Насосно-фильтровальная станция введена в эксплуатацию в 1965 г., производительностью 10,2 тыс.м3/сут. В верховьях реки имеют место — отработанные карьеры после золотодобычи, и карьеры по открытой добыче полезных ископаемых. На водозаборных сооружениях вода проходит полную систему водоподготовки, для обеззараживания используется метод хлорирования. Количество населения МО, использующего данный вид источника водоснабжения составляет – 8230 человек. Эксплуатирующая организация МУП «Комэнергоресурс».
На водоисточник – река Вагран отсутствует разработанный проект по организации зон санитарной охраны (ЗСО), отсутствует экспертное заключение о соответствии проекта требованиям санитарных правил и нормативов, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам, отсутствует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области «об утверждении границ I,II,III поясов ЗСО водоисточника».
На водоисточник – река Вагран, также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области «О соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта».
В настоящее время НФС (насосная фильтрационная станция) приостановлена в связи с ухудшением качества питьевой воды.
Подземный источник — насосная станция 2-го подъема СВДУ.
Подземный источник Северо-восточный дренажный узел (СВДУ) представляет собой артезианские скважины в количестве 29, из них 19 находится в работе, остальные 10 — в резерве. Вода характеризуется стабильностью по химическому и микробиологическому составу. Подземные воды по гидрогеологической характеристике относятся к слабо защищённым. Потенциальных источников загрязнения не выявлено. Количество населения города Североуральска, использующего данный вид источника водоснабжения составляет – 26827 человек. Питьевая вода тремя насосами транспортируется по двум водоводам на п. Калья, п. Черемухово и п. 3-й Северный. Количество населения поселков, использующего питьевую воду из данного источника водоснабжения составляет 12821 человек.
Скважины СВДУ принадлежат АО «Севуралбокситруда», вода, откачиваемая из них, является попутно-дренажными водами.
На подземные скважины – СВДУ, отсутствует разработанный проект по организации зон санитарной охраны(ЗСО), отсутствует экспертное заключение о соответствии проекта требованиям санитарных правил и нормативов, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам, отсутствует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области «об утверждении границ I,II,III поясов ЗСО водоисточника».
На водоисточник – СВДУ, также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области «О соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта».
Вода из скважин 1-го подъема, принадлежащих АО «Севуралбокситруда», по двум трубопроводам Д=800мм., протяженностью 5,6 км. транспортируется в резервуары чистой воды (V=600 м3, V=600 м3, V=2000 м3) и далее по двум самотечным трубопроводам Д=600мм поступает в насосную 2-го подъема СВДУ. Перед резервуарами в 2 водовода Д=800 мм поступает хлорная вода из хлораторной для перемешивания и дезинфекции. Хлорсодержащий реагент – газообразный хлор.
При отсутствии проекта ЗСО на водоисточники не определены в установленном порядке размер и границы санитарно-защитных полос для действующих и эксплуатируемых водоводов (трубопроводов). Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО отсутствует.
Согласно вступившему в законную силу решения Североуральского городского суда от 27.12.2012г. по делу № 2-451/2012, скважины СВДУ являются источником попутно-дренажных вод. Переданные СУБРом подземные дренажные воды не являются питьевой водой 3. Водозабор поселка Покровск-Уральский — скважины вертикального дренажа в количестве 4 штук (№ 1 в; № 2в; № Зв; № 4в). В настоящее время в работе скважины №№ 1в, 4в. скважина № Зв находится в резерве, скважина № 2в используется для ведения мониторинга подземных вод.
На скважины вертикального дренажа, отсутствует разработанный проект по организации зон санитарной охраны(ЗСО), отсутствует экспертное заключение о соответствии проекта требованиям санитарных правил и нормативов, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам, отсутствует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области «об утверждении границ I,II,III поясов ЗСО водоисточника».
На водоисточник – скважины вертикального дренажа, также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области «О соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта».
Согласно Устава Североуральского городского округа, утвержденного Решением Североуральской Думы от 18.02.2005 № 45, Североуральский городской округ — муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (п.1. ст.3 Устава).
К вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ст.6 Устава).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Североуральского городского округа обладают следующими полномочиями:
— в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п.4.2 ст.7 Устава)
— по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.6.1 ст.7 Устава);
— по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа (п.8.1 ст.7 устава);
Администрацией, на территории Североуральского городского округа организовано обеспечение населения территории водой, с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из источников, не разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Таким образом, ответчиком, Администрацией Североуральского городского округа нарушаются требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»,СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест, Федерального закона от 07.12.2011.
Понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Согласно п. 1 Положение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а так же по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
На основании изложенного, сославшись на п. 2 ст. 51 от 30.03.1999 №52-ФЗ Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральске, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск просило суд:
1. Признать действия(бездействия) Администрации Североуральского городского округа (Свердловская область г.Североуральск ул.Чайковского,15)незаконными, выразившимися в ненадлежащей организации обеспеченияводоснабжения населения Североуральского городского округа и отсутствием на территории Североуральского городского округа действующих водоисточников, разрешённых к использованию в установленном порядке в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населением.
2. Обязать Администрацию Североуральского городского округа определить водоисточникпитьевого водоснабжения на территории Североуральского городского округа, отвечающий требованию ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» срок до31.12.2020.
3. Обязать Администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область г.Североуральск ул.Чайковского,15) устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
Обеспечить забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения при наличии у них:
— санитарно-эпидемиологических заключенийо соответствии проектов Зон санитарной охраны I,II,III поясов водоисточников и водопроводов требованиям санитарных правил и нормативов;
— утверждении границ зон I,II,III санитарной охраны водоисточников Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (наличие Приказа);
— санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в срок до31.12.2020г.
В дальнейшем Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральске, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск уточнило заявленные требования, просило суд:
1. Признать действия (бездействия) Администрации Североуральского городского округа (Свердловская область г.Североуральск ул.Чайковского,15) незаконными, выразившимися в ненадлежащей организации обеспечения водоснабжения населения Североуральского городского округа и отсутствием на территории Североуральского городского округа действующих водоисточников, разрешённых к использованию в установленном порядке в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населением.
2. Обязать Администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область г.Североуральск ул.Чайковского,15) определить водоисточник питьевого водоснабжения на территории Североуральского городского округа, отвечающий требованию ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» срок до 31.12.2021г.
3. Обязать Администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область г.Североуральск ул.Чайковского,15) устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
Обеспечить забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в срок до 31.12.2022.
В судебном заседании Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральске, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск Москвин А.В. уточненные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Североуральского городского округа Котова Е.В. суду пояснила, что Администрацией Североуральского городского округа в настоящее время ведется работа по организации обеспечения забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из источников, разрешенных к использованию в качестве6 источников питьевого водоснабжения.
Так, Администрацией Североуральского городского округа планируется в 2019 году обратиться в Правительства Свердловской области для выделения денежных средств на разработку проектно-сметной документации на освоение нового источника водоснабжения (источник стоит на учете в Государственной комиссии по запросам).
После разработки проектно-сметной документации Администрация Североуральского городского округа планирует обратиться в Министерство финансов Свердловской области за выделением денежных средств на строительство водовода от нового источника (Верхневагранское месторождение п.Бокситы) до г.Североуральска.
Согласно пунктам 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих её поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Только утверждение границ зон санитарной охраны займет более года.
Кроме того, проведение необходимых мероприятий требует серьезных финансовых затрат, которых в местном бюджете не имеется.
Бюджет Североуральского городского округа является дефицитным. В условиях дефицита муниципального бюджета необходимые работы возможно реализовать только при наличии софинансирования из областного или федерального бюджета.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» (далее МУП «Комэнергоресурс») в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором указано, что МУП «Комэнергоресурс» создано на основании Постановления главы администрации Североуральского городского округа от 27.04.2012 № 563. Организационно-правовая форма предприятия: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Собственником имущества Предприятия является Североуральский городской округ. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом на праве хозяйственного ведения в соответствии с целевым назначением имущества, целями и предметом деятельности Предприятия, предусмотренными Уставом.
В соответствии с Уставом Предприятие создано в целях обеспечения населения, предприятий и организаций Североуральского городского округа независимо от их формы собственности коммунальными услугами.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- деятельность по предоставлению коммунальных услуг;
- предоставление услуг населению и прочим потребителям по производству, передаче и распределению тепловой энергии;
- предоставление услуг населению и прочим потребителям по водоснабжению питьевой водой и водоотведению промышленных и бытовых стоков;
- прием и очистка сточных вод и отходов;
- эксплуатация тепловых сетей, водопроводных и канализационных систем, газового оборудования, очистных сооружений, котельных, насосных станций, артезианских скважин;
- эксплуатация объектов котлонадзора, газового надзора, грузоподъемных механизмов, хлорного хозяйства, электроустановок подконтрольных Ростехнадзору России;
- реконструкция и модернизация и капитальный ремонт паровых котлов, тепловых сетей, водопроводов, канализационных систем, газового оборудования и другие виды деятельности.
Поверхностный источник река Вагран в виду его не постоянного химического состава показателей, со значительным ухудшением в паводковые и ливневые периоды оформить как источник питьевого водоснабжения практически не возможно. Коме того, данный источник не обеспечит потребность Североуральского городского округа в питьевой воде.
Насосная станция 2-го подъема СВДУ не является источником водоснабжения и не может быть им признана в связи с тем, что не имеет в своем технологическом процессе скважин, а только насосное оборудование, используемое в технологическом процессе перекачки воды.
Пользование водозабором поселка Покровск-Уральский осуществляется в соответствии с условиями пользования недрами Приложение № 1 к лицензии СВЕ № 07494 ВР.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно — эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Администрация СГО является юридическим лицом в связи с этим, на нее так же распространяются нормы СанПиН 2.1.4.1110-02. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»
Пункт 1.6 вышеуказанных Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а так же в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее — водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 — Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно статье 43, части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно п.п.3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» — питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 — Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п. 3.2. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования к профилактике инфекционных и паразитарных болезней» — население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
Согласно п.3.3. СП 3.1/3.2.3146-13 — индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе используемых в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приложение № 1 отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации не допускается. Критерием качества коммунальной услуги является «Постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01)»
Согласно Устава Североуральского городского округа, утвержденного Решением Североуральской Думы от 18.02.2005 № 45, Североуральский городской округ — муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (п.1. ст.3 Устава).
К вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ст.6 Устава).
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Североуральского городского округа обладают следующими полномочиями:
— в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п.4.2 ст.7 Устава)
(п. 4.2 введен Решением Думы Североуральского городского округа от 28.03.2012 N 13)
— по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.6.1 ст.7 Устава);
(п. 6.1) введен Решением Думы Североуральского городского округа от 23.04.2014 N 45)
— по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа (п.8.1 ст.7 устава);
(п.8.1. введен Решением Думы Североуральского городского округа от 11.07.2013г. №72)
Согласно с п.1 ст.6 416-ФЗ от 07.12.2011г «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее — план снижения сбросов);
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии п.2 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» — органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу п.3 ст.23 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» — Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Система централизованного водоснабжения Североуральского городского округа обеспечивает хозяйственно-бытовое и промышленное водоснабжение территории г. Североуральска, поселков: Черёмухово, Калья, 3-й Северный, Покровск-Уральский, пос. Баяновка.
Для организации и обеспечения населения территории Североуральска водой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд Органом местного самоуправления в лице муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс» закупается вода у юридического лица АО «Севуралбокситруда», у которого она является попутно-дренажной водой и откачивается посредством водопонизительных скважин на поверхность, в целях предотвращения затопления подземных шахт, в которых осуществляется основная производственная деятельность предприятия.
В систему водоснабжения Североуральского городского округа входят три источника:
1). Поверхностный источник — река Вагран.
Водозаборные сооружения, совмещенные с насосной станцией 1-го подъема, расположены на реке Вагран в 5км от города Североуральск выше по течению реки. Сооружения состоят из водоприемного ковша, двух самотечных ставов и водоприемной камеры.
Поверхностный источник река Вагран, характеризуется непостоянством химического состава показателей, с значительным ухудшением в паводковые и ливневые периоды. Водозабор расположен в 5 км от города Североуральска. Насосно-фильтровальная станция введена в эксплуатацию в 1965 г., производительностью 10,2 тыс.м3/сут. В верховьях реки имеют место — отработанные карьеры после золотодобычи, и карьеры по открытой добыче полезных ископаемых. На водозаборных сооружениях вода проходит полную систему водоподготовки, для обеззараживания используется метод хлорирования. Количество населения МО, использующего данный вид источника водоснабжения составляет – 8230 человек. Эксплуатирующая организация МУП «Комэнергоресурс».
На водоисточник – река Вагран отсутствует разработанный проект по организации зон санитарной охраны (ЗСО), отсутствует экспертное заключение о соответствии проекта требованиям санитарных правил и нормативов, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам, отсутствует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области «об утверждении границ I,II,III поясов ЗСО водоисточника».
На водоисточник – река Вагран, также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области «О соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта».
В настоящее время НФС (насосная фильтрационная станция) приостановлена в связи с ухудшением качества питьевой воды.
2). Подземный источник — насосная станция 2-го подъема СВДУ.
Подземный источник Северо-восточный дренажный узел (СВДУ) представляет собой артезианские скважины в количестве 29, из них 19 находится в работе, остальные 10 — в резерве. Вода характеризуется стабильностью по химическому и микробиологическому составу. Подземные воды по гидрогеологической характеристике относятся к слабо защищённым. Потенциальных источников загрязнения не выявлено. Количество населения города Североуральска, использующего данный вид источника водоснабжения составляет – 26827 человек. Питьевая вода тремя насосами транспортируется по двум водоводам на п. Калья, п. Черемухово и п. 3-й Северный. Количество населения поселков, использующего питьевую воду из данного источника водоснабжения составляет 12821 человек.
Скважины СВДУ принадлежат АО «Севуралбокситруда», вода, откачиваемая из них, является попутно-дренажными водами.
На подземные скважины – СВДУ, отсутствует разработанный проект по организации зон санитарной охраны(ЗСО), отсутствует экспертное заключение о соответствии проекта требованиям санитарных правил и нормативов, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам, отсутствует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области «об утверждении границ I,II,III поясов ЗСО водоисточника».
На водоисточник – СВДУ, также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области «О соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта».
Вода из скважин 1-го подъема, принадлежащих АО «Севуралбокситруда», по двум трубопроводам Д=800мм., протяженностью 5,6 км. транспортируется в резервуары чистой воды (V=600 м3, V=600 м3, V=2000 м3) и далее по двум самотечным трубопроводам Д=600мм поступает в насосную 2-го подъема СВДУ. Перед резервуарами в 2 водовода Д=800 мм поступает хлорная вода из хлораторной для перемешивания и дезинфекции. Хлорсодержащий реагент – газообразный хлор.
При отсутствии проекта ЗСО на водоисточники не определены в установленном порядке размер и границы санитарно-защитных полос для действующих и эксплуатируемых водоводов (трубопроводов). Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО отсутствует.
Согласно вступившему в законную силу решения Североуральского городского суда от 27.12.2012г. по делу № 2-451/2012, скважины СВДУ являются источником попутно-дренажных вод. Переданные СУБРом подземные дренажные воды не являются питьевой водой
3). Водозабор поселка Покровск-Уральский — скважины вертикального дренажа в количестве 4 штук (№ 1 в; № 2в; № Зв; № 4в). В настоящее время в работе скважины №№ 1в, 4в. скважина № Зв находится в резерве, скважина № 2в используется для ведения мониторинга подземных вод.
На скважины вертикального дренажа, отсутствует разработанный проект по организации зон санитарной охраны(ЗСО), отсутствует экспертное заключение о соответствии проекта требованиям санитарных правил и нормативов, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам и нормативам, отсутствует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области «об утверждении границ I, II, III поясов ЗСО водоисточника».
На водоисточник – скважины вертикального дренажа, также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области «О соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта».
Данные водоисточники не отвечают требованию ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».
Таким образом, ответчиком — Администрацией СГО на территории Североуральского городского округа организовано обеспечение населения территории водой, с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из источников, не разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации, вследствие чего стало возможным развитие чрезвычайной ситуации на территории Североуральского городского округа.