Новости

«Водители перестали бояться лишения прав»

Интервью с начальником ГИБДД Юрием Деминым

Ситуация на дорогах Среднего Урала остается напряженной. Не выдерживает никакой критики и само состояние проезжей части – во многих случаях выбоины и колеи становяся причинами ДТП. Между тем, для Екатеринбурга стали нормой катастрофические пробки. О насущных автомобильных проблемах, какие проблемы возникли с отправкой водителям «писем счастья», как теперь ездят губернатор и полпред и о многом другом в интервью «Новому Региону» рассказал начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по Свердловской области Юрий Демин.

Н.Р.: Юрий Алексеевич, подведем некоторые итоги года – по работе сотрудников ГИБДД и ситуации на дорогах региона…

Ю.Д.: Год был тяжелый. Мы работали после проведенной реформы, в ходе которой штатная численность сотрудников ГИБДД на Среднем Урале была сокращена примерно на 1,5 тысячи человек. На этом фоне снизилась дисциплина водителей. Это осложняет ситуацию, но это не говорит о том, что мы спасовали. Мы принимаем все необходимые меры, работаем «точечно» – в «очагах» аварийности и по тем нарушениям ПДД, которые являются причинами серьезных ДТП.

При общей численности населения региона в 4,5 миллиона человек, мы выявляем в течение года порядка 2,5 млн. нарушений. Приходится констатировать, что граждане перестали бояться суровых наказаний, предусмотренных за нарушение ряда ПДД. Например, люди садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения, их лишают прав, а они продолжают ездить, и убивают на дорогах людей или гибнут сами.

Учитывая настораживающую статистику, мы проводили специальные мероприятия. Так, сотрудники ГИБДД точечно «блокировали» населенные пункты и устраивали тотальные проверки транспорта. В Екатеринбурге, к примеру, только за два часа выявляли 30 пьяных водителей, в Невьянске и Нижнем Тагиле – по 20 таких нарушителей.

С другой стороны, мы беспощадно наказывали своих сотрудников, допустивших нарушение дисциплины и законности. Считаю, что зарплата у инспекторов сегодня достойная, а значит, они должны работать в несколько раз лучше. Но, к сожалению, у некоторых это не получается, и поэтому мы вынуждены принимать кардинальные меры. К сведению – в этом году мы освободили от занимаемых должностей 10 руководителей ГИБДД в муниципалитетах.

Н.Р.: Казалось бы – прошла реформа МВД, в ходе которой были отобраны самые лучшие… Почему по-прежнему достаточно много возбуждается уголовных дел в отношении сотрудников ГИБДД?

Ю.Д.: Большое количество дел – это не фактор того, что плохо прошла переаттестация. Просто мы стали тщательней и принципиальнее подходить к вопросам дисциплины и законности. Стараемся ничего не упускать. Если есть нарушения – принимаем меры дисциплинарного воздействия, вплоть до понижения в должности и увольнения.

Между тем, у нас выросла статистика случаев сопротивления и неповиновения сотрудникам полиции. Вот граждане жалуются – представитель ГИБДД нахамил, нагрубил. Начинаем разбираться – вызываем водителя, инспектора, свидетелей. И часто оказывается, что автолюбитель сам провоцировал конфликт, а действия сотрудника ДПС были законны.

Хотелось бы, чтобы взаимоотношения водителей и инспекторов стали куда лучше, чем сейчас. С другой стороны, на мой взгляд, пришло время, когда необходимо вводить жесткую уголовную ответственность для дающего взятку. Нужно следовать выражению – не давайте взяток, и их не будут брать.

Н.Р.: Недавнее введение новых односторонних улиц в Екатеринбурге вызвало достаточно много негативных откликов, а скоро водителей ждет еще одно новшество – реверсивное движение. Насколько такие меры улучшают транспортную ситуацию и готов ли вообще город к подобным вещам?

Ю.Д.: На мой взгляд, у горожан сложился определенный стереотип – мы ездим по одним и тем же улицам в определенном направлении. И при смене организации движения порой начинается какая-то паника, и сотрясание воздуха громкими словами о том, как все стало плохо. Но говорить об эффективности принятых мер можно только спустя определенное время, сейчас делать выводы рано. Если мы поймем, что ситуация с заторами не улучшилась, будем предлагать вносить изменения. Не нужно бояться каких-то ошибок и бить инициаторов новшеств по рукам.

Вы же видите – пробки для Екатеринбурга стали обычным явлением. И это не из-за того, что плохо организовано движение, а потому что жить стали лучше. Транспорта становится больше, а улично-дорожная сеть не расширяется, ее просто некуда расширять. Значит нужно корректировать организацию движения.

Что касается реверсивного движения – это московский вариант борьбы с пробками, и он работает очень неплохо. Почему же не опробовать его в Екатеринбурге?

Н.Р.: Еще одна из последних обсуждаемых тем – «живой щит», выстроенный в Екатеринбурге сотрудниками ГИБДД из случайных водителей. Есть результаты служебной проверки по данному факту?

Ю.Д.: Руководитель ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаил Бородин уже подписал материалы служебной проверки. Накануне был согласован проект приказа, в котором четко указано – уволить трех сотрудников ГИБДД, участвовавших в событиях 18 декабря. Их руководителей ждут жесткие меры дисциплинарного воздействия.

Мы бы хотели, чтобы в отношении некоторых руководителей были приняты еще более жесткие меры, но, к сожалению, есть определенные моменты, которые не позволяют это сделать. На мой взгляд, действия сотрудников (устроивших «живой щит» – прим. «НР») были неправильными. Тем самым они показали свой непрофессионализм. Сотрудники ГИБДД отнеслись не по-человечески, непорядочно и вопреки здравому смыслу.

Н.Р.: Что все-таки показала служебная проверка, начатая после ДТП с участием кортежа экс-губернатора Александра Мишарина? Какие-то выводы сотрудниками ГИБДД были сделаны?

Ю.Д.: Здесь нет никакой тайны. В действиях сотрудников ГИБДД каких-либо нарушений дисциплины или нормативных документов усмотрено не было. С этим заключением согласились представители ГУ ОБДД МВД РФ, которым по приезду в Свердловскую область для расследования были представлены все необходимые материалы. К тому же есть решение суда, определена вина водителя губернатора. Дополнительные разъяснения неуместны.

Что касается сегодняшнего дня. У нас сложилась такая ситуация, когда губернатор и полпред не подают заявок на сопровождение, считая, что передвигаться самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД, – это норма. Тот же губернатор использует сопровождение только в крайних случаях – когда выезжает в удаленные места, на большие мероприятия, либо встречает – провожает представителей федеральных властей. А так – стоит в пробках как рядовой гражданин, и нет жалоб от населения на возникновение заторов из-за кортежей.

Н.Р.: Как обстоят дела с рассылкой водителям штрафов по почте за нарушения ПДД, запечатленные видеофиксаторами? Ранее озвучивалось, что имеются некоторые проблемы с отправкой «писем счастья»…

Ю.Д.: Проблема остается. К сожалению, мы столкнулись с непониманием ФАС в вопросе об отправке штрафов по почте. Мы хотели ускорить этот процесс, то есть оперативно отправлять по закрытому каналу информацию о правонарушении того или иного водителя (и составленного по данному факту постановлению о привлечении к ответственности) на сайт той фирмы, которая выиграла конкурс на рассылку. Пусть это будет почта, к примеру, которая должна направлять уведомления адресатам.

Но ФАС сказала, что мы не имеем права этим заниматься. Хотя одна треть регионов РФ так и делает – у них процесс быстрый. В связи с эти мы направили запрос в головное управление ФАС, чтобы нам дали комментарии.

Сейчас же, получается, необходимо распечатывать документы по водителю– нарушителю,  тратить тонны бумаг. При этом есть проблемы с финансированием и как итог – перебои с рассылкой. Приходится самим ездить на почту с массивом этой информации и прямо там заниматься отправкой.

Н.Р.: На автомобильных интернет-форумах продолжают появляться заявления о больших очередях в регистрационных подразделениях ГИБДД и сложностях с оформлением документов. Так ли это?

Ю.Д.: Скажу так – те, кто это сообщает, в том числе СМИ, раскачивают лодку. Давайте по порядку. Я лично сегодня прошелся по этажам и не увидел очередей, тех людей, кто якобы по нескольку часов стоит в ожидании.

Дальше. Говорят о том, что водителей выгоняют из вагончика (на ул. Чкалова, 1, где оформляются документы после сверки номеров агрегатов ТС). Но это служебное помещение и сотрудники не должны там оставлять никого из граждан. Ожидать свои документы можно, сидя в машине, ничего страшного в этом нет.

Некоторые предлагают установить больше стульев в помещениях РЭП (регистрационно-экзаменационные подразделения). Позвольте, ну там же не автовокзал. Если мы поставим много стульев, там нельзя будет пройти. И никто, поверьте, никто не стоит по пять часов в очередях – мы специально подняли архивные материалы, чтобы это проверить.

Если у кого-то есть предложения или замечания по работе РЭП – зайдите к руководителю подразделения и сообщите об этом. В рабочем порядке все вопросы будут решены и приняты меры.

Н.Р.: О плачевном состоянии дорог сегодня не говорит только ленивый. Вам приходится лично выезжать на участки трасс, которые вызывают вопросы. Какие оперативные меры можно принять для того, чтобы магистрали стали более безопасными?

Ю.Д.: Действительно, вопросов по дорогам предостаточно. Есть проблема по Асбесту – это одна из территорий, которую мы в начале года посетим по причине неудовлетворительного состоянии дорог. Непростая ситуация на Полевском, Режевском трактах и других направлениях. Главная проблема – это колейность, на устранение которой необходимы миллиарды рублей.

К сожалению, реконструкция трасс – затратное и трудоемкое занятие. И не всегда дорожные службы вовремя точечно кладут асфальт, чтобы устранять колеи. Зимой же вести такие работы – идти вопреки здравому смыслу. На том же Режевском тракте пробовали использовать фрезу, но результат был не совсем желаемым.

В результате мы рекомендуем создание шумовых полос (поперечное срезание полос асфальта). Эта мера позволяет заставлять водителей снижать скорость на аварийных участках дорог.

Н.Р.: А что касается Серовского тракта, уже прозванного «трассой смерти»?

Ю.Д.: Конечно, на каждом километре не поставишь сотрудника ГИБДД или камеру. И увеличить количество рядов движения на этом тракте в ближайшее время не получится. По нашему мнению, частично решить вопрос безопасности может придорожный сервис. Мы планируем в течение нескольких месяцев объехать объекты возле трасс и проверить их соответствие требованиям безопасности.

Возле таких объектов должны быть перед пешеходными переходами освещенные полосы торможения и ускорения длиной 420 метров. Не должно быть так – едешь по загородной дороге и среди освещения только фонари на входах в кафе. Ведь существует проблема наездов на пешеходов, причем часто со смертельным исходом. Поэтому необходимо уделить максимальное внимание вопросу освещения.

Есть участки, где вообще никакого источника света нет. В этой связи у нас есть договоренность об установке фонарей на солнечных батареях с желтым мигающим сигналом возле пешеходных переходов. Батареи, набирая энергию в светлое время суток, позволят частично подсвечивать «зебры» ночью.

Впрочем, еще одной проблемой на Серовском тракте является недисциплинированность водителей, которые превышают скорость. Поэтому мы проводим спецрейды по выставлению максимального количества приборов фото- и видеофиксации, и результаты по скорости ужасают.

Н.Р.: Многих волнует судьба автоматизированного автодрома. Когда курсанты автошкол смогут сдавать экзамены на таких площадках?

Ю.Д.: Идея с автоматизированным автодромом не заглохла. В принципе, площадка для него готова, инвестор получил необходимые документы для строительства. Надеемся, что с приходом весны он приступит к возведению объекта, и примерно через год можно будет принимать первых курсантов.

Комплекс расположится на Сибирском тракте. Там большая площадка, где планируется построить четыре автоматизированных автодрома – для разных видов транспортных средств. Не исключено, что там же разместится регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД, то есть оно переедет с Чкалова, 1.

Что же касается другого аналогичного автодрома (под Верхней Пышмой – прим. «НР»), то здесь автодром пока не отвечает всем параметрам и нормативам. Площадку в ее нынешнем виде невозможно согласовать для приема экзаменов.

Н.Р.: Я правильно понимаю, что автошколы Екатеринбурга будут заключать договоры с новым автоматизированным автодромом, чтобы обучать там курсантов?

Ю.Д.: Да. По сути, автодром будут строить владельцы автошкол. Они будут насыщать площадку сначала своими курсантами, и если останется резерв – будут заключаться договора с другими автошколами. Не стоит забывать, что там будет несколько площадок, то есть будет целый комплекс.

Кстати, мы недавно проверили екатеринбургские автошколы и результаты очень и очень плачевны. Например, было установлено неисправное техническое состояние машин, используемых при обучении. То есть на неисправных машинах у нас пытаются учить курсантов. В связи с этим сейчас принимаются соответствующие меры.

Н.Р.: В последнее время определенные вопросы у горожан возникают к автоэвакуаторам. Данные службы обвиняют, например, в бессердечии, если говорить об истории с женщиной с ребенком на руках, оставленной в холод без машины. Что вы скажете по этому поводу?

Ю.Д.: Если человек допустил нарушение, нужно за это отвечать. И перед законом должны быть все равны. Если подъехал эвакуатор и загрузил транспортное средство на борт, он не имеет права ставить обратно машину на проезжую часть, как бы этого не просили водители. Потому что сотрудник ДПС подписал протокол о задержании ТС. И нарушитель должен доехать до штрафстоянки и оплатить все услуги

Лично мое мнение – 60-70 вывозимых ежедневно с улиц Екатеринбурга эвакуаторами машин – это слезы. В городе должны эвакуировать по 150-200 ТС в день, только тогда можно будет говорить о наведении порядка. А так это временная, но вынужденная мера.

Н.Р.: Насколько увеличивается в Екатеринбурге перед новым годом трафик автомобилей? И правда ли, что многие ДТП в этот период происходят по вине приезжих из глубинки?

Ю.Д.: Транспортный поток увеличивается примерно на 25 процентов, и с каждым годом он растет. Но нужно понимать, что больше становится не только автомобилей, но и пешеходов – не все же приезжают на своем транспорте в Екатеринбург. А так, среди гостей можно встретить жителей Челябинска, Тюмени, Перми, едут на Средний Урал за покупками даже из Башкирии.

Но говорить о том, что приезжие становятся виновниками многих ДТП в Екатеринбурге, нельзя. Хотя аварии с их участием происходят на трассах в Свердловской области. Впрочем, уральцы тоже выезжают в другие регионы и допускают дорожные происшествия.

Н.Р.: И напоследок – ваши пожелания водителям на 2013 год

Ю.Д.: В жизни бывает много сложных ситуаций, но у водителей и сотрудников ГИБДД всегда должна присутствовать доброта и порядочность. Вежливое и тактичное уважение друг к другу – залог всего. Мне бы хотелось, чтобы в новом году жители региона меньше совершали грубых нарушений ПДД. Некоторые автомобилисты не задумываются о последствиях игнорирования правил. Но если будет вежливость, уважение на дороге и соблюдение водителями элементарных требований, общими усилиями мы решим все проблемы. Как говорится – «ни жезла, ни гвоздя, и большой улыбки на лице»!

Кнопка «Наверх»